Год выпуска: 2008 Язык: русский Автор: А.Е. Селезнев Издательство: Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова ISBN: УДК 656.61.052 Формат: PDF Качество: eBook (изначально компьютерное) Количество страниц: 177 Описание: Цель настоящей книги – помочь людям, изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навигации. Основное внимание уделяется практическим сторонам навигации, объясняется смысл действий. Книга будет интересна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут освежить свои знания Уважаемый читатель! Книга, которую ты сейчас держишь в руках, является не совсем обычным учебником. И это её главная отличительная особенность. При-вычный учебник – фундаментальный труд, содержащий огромное количе-ство формул и теоретических выкладок. Он написан весьма специфиче-ским языком, полностью понятным только людям, имеющим добротное базовое образование. Недаром в системе обучения любой профессии на первом месте по информативности стоят лекции, где преподаватель объ-ясняет студентам материал, учебник же играет роль, в основном, вспомо-гательную. Однако, хотим мы этого, или нет, каждое время характерно своими особенностями. Одной из таких особенностей нашего времени является значительно возросшая сложность получения высшего и среднего техни-ческого (уровень колледжа) образования. Это обусловлено, с одной сторо-ны, высокой стоимостью самого обучения, оплатить которое многие не в состоянии, а с другой стороны, низкой оплатой труда преподавателей, что приводит к не восполняемому оттоку их лучшей части из образовательных учреждений. В силу первой причины молодые люди, желающие всё же образование получить, зачастую вынуждены использовать заочную форму, а это, понятно, приводит к заметному снижению качества приобретаемых знаний. В практике автора был случай, когда студент-заочник судоводи-тельского факультета, окончивший четвертый (!) курс, не знал, что мачта называется мачтой. Это подлинный факт!
Далее...
Что делать, у человека было время, чтобы заработать деньги на обу-чение, но не хватило физических возможностей чему-нибудь научиться. И хотя он, без сомнения, достоин уважения за свою целеустремленность, но ведь через время ему всё равно придётся работать, а тут уж без профес-сиональных знаний никак не обойтись. Честно говоря, именно описанный случай послужил отправной точкой для начала работы над настоящей книгой. На самом деле, учиться по учебникам – непросто, заочникам (что греха таить) – просто запредельно тяжело, а знать профессию – необходи-мо, хотя бы на уровне голой практики, без теоретических обоснований и научных рассуждений. Цель настоящей книги – помочь людям, самостоятельно изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навига-ции, именно понять, что здесь к чему, и как всем этим пользоваться в ре-альной жизни. Поэтому основной упор тут делается на практические сто-роны навигации, объясняется смысл действий. Вообще-то, присутствует и теоретическая часть, то есть те самые так нелюбимые всеми формулы. Что А.Е.Селезнёв Основы навигации делать, никому не известно, что и когда пригодится в жизни. Но именно при объяснении материала формулы не используются (кроме простых, и на самом деле необходимых). Та часть теории, которая в практической ра-боте не применяется, представлена в книге мелким шрифтом. Здесь присутствует и профессиональный жаргон, и морские байки. Для чего? Во-первых, просто интересно, а во вторых, это – неотъемлемая часть информационного поля, в котором вращается современный штурман морского судна. Книга написана «вольным штилем», содержит, помимо специальных навигационных знаний, полезные для молодого судоводите-ля советы из других отраслей морской жизни и, в принципе, будет инте-ресна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут не только освежить часть своих, изрядно подзакостеневших знаний, но и просто улыбнуться при её прочтении, что уже само по себе полезно для людей, занятых в такой тяжелой сфере производства, каковой является нынешнее мореплавание. 2. НЕМНОГО О ПРОФЕССИИ Как много, и каких интересных книг написано к сегодняшнему мо-менту о мореплавании и моряках! Это увлекательнейшая фантастика Жю-ля Верна, живая проза Станюковича и Гончарова, суровая романтика Джека Лондона, Новикова-Прибоя и, наконец, пропитанные флотским юмором наших дней произведения Виктора Конецкого. Со страниц этих незаурядных произведений предстают перед нами сами моряки – люди, овеянные солёными ветрами, сильные, смелые, никогда не унывающие. Они повидали весь мир, побывали в самых дальних уголках планеты, ви-дели чудеса, о которых человеку береговому можно только мечтать. Главная же фигура на любом военном корабле или торговом судне – командир, капитан! Вот кто на самом деле старый морской волк! Вот кто ведёт экипаж к новым приключениям через шторма и туманы. Это – корифей, которому ведомы все тайны звёзд и волн, приливов и тайфу-нов. Он знает то, чего простым смертным знать не дано! Ну и конечно, помощники капитана – завтрашние капитаны, люди не простые и интерес-ные уже только в силу своего будущего положения. Так вот как раз капитан и его помощники – это и есть, дорогой чита-тель, судоводители, штурманы, навигаторы. Правильное название профес-сии в наши дни – судоводитель. Только на самом деле романтики на со-временном большом флоте уже почти совсем не осталось. Отсюда – вто-рая задача данной книги, которая реализуется в самом её начале – уберечь «юношей, обдумывающих житьё» от опрометчивого шага, а именно – вы- бора профессии морского штурмана только лишь на основании прочитан-ных книг и рассказов «бывалых моряков». Очень опасен такой выбор! Так что если после прочтения первых же страниц кто-то скажет: «Это не для меня!», - книга уже писалась не зря. Итак, что же представляет собой профессия судоводителя в наши дни? Для более понятного представления о ней сначала необходимо крат-ко ознакомиться с положением дел в мировом судоходстве вообще и обра-тить внимание на те негативные явления, которыми обусловлены имею-щиеся сегодня коренные изменения в работе капитанов и их помощников. Везде и всюду, прежде всего, имеется тенденция к сокращению судовых экипажей. Практически исчезли такие штатные единицы, как начальник судовой радиостанции и радиооператор, помощники капитана по радио-электронике, хозяйственные помощники, вторые электромеханики и элек-трики, судовые врачи (фельдшеры), четвёртые помощники капитана, вто-рые донкерманы, старшие матросы. Понятно также, что вместе с тем, объём работы не только не умень-шился, но и возрос. Конечно, на помощь человеку пришла техника, но вместе с ней пришла и необходимость умения с ней обращаться а это уже – дополнительная нагрузка. Большая часть работы, которую выполняли раньше названные члены судокоманды, легла сейчас именно на плечи су-доводителей. Следовательно, представители этой профессии испытывают сейчас невероятные физические и психические перегрузки, отрицательное влияние которых на здоровье и личную жизнь людей не в состоянии скомпенсировать никакие высокие заработки. Недаром на флот приходит всё меньше и меньше граждан развитых государств, даже таких традици-онно морских держав, как Великобритания и Норвегия. Это тоже, кстати, один из факторов риска, потому что в отрасли начинают преобладать гра-ждане стран, не только не имеющих сколько-нибудь серьёзных морских учебных заведений, но и выверенных веками традиций хорошей морской практики. Это означает, что всё чаще на мостиках морских судов появля-ются люди, морально не готовые к ответственному и грамотному выпол-нению своих профессиональных обязанностей. А ведь в их руках – сотни тысяч тонн опасных грузов, человеческие жизни, огромные материальные ценности. Поэтому, в частности, более ясными становятся причины уча-щения аварий морских судов в последнее время. Однако нам, прежде всего, интересно будет посмотреть, а чем же во-обще непосредственно заняты штурманы во время своей работы. Итак, со-временный штурман – это, прежде всего, бюрократ. Десятки и сотни бумаг обязан он написать, составить, оформить и ещё и отправить по разным ад-ресам. Не один десяток папок ведут судоводители современного судна. Это отнимает массу времени, сил и нервов, потому что ужасно злит. Часто не хватает времени выполнить ту работу, за которую полдня отчитывался в бумагах. А обязанность стоять вахту восемь часов, ни на что постороннее не отвлекаясь (данная фраза в наши дни, к великому со-жалению, просто вызывает смех) никто не отменял. Кроме перечисленно-го, каждый штурман имеет своё заведование, за состоянием которого обя-зан тщательно следить и поддерживать его на должном уровне. Как правило, третий помощник капитана отвечает за состояние про-тивопожарных и спасательных средств, подготовку документов на приход в порт и выход из него, второй помощник – за поддержание на уровне со-временности судовой коллекции карт и книг, радиоаппаратуру, подготов-ку и навигационную проработку перехода, состояние судовой амбулато-рии и аптечки, старший помощник (старпом) – за подготовку и проведе-ние грузовых операций, контроль за состоянием грузового оборудования, контроль за работой младших помощников, состояние корпуса судна, ока-зание медицинской помощи членам экипажа, соблюдение правил по пре-дотвращению загрязнения окружающей среды. Капитан же отвечает за всё, и всё, соответственно, обязан контроли-ровать. Слава Богу, капитан от несения ходовых вахт освобождён, однако, именно он, и никто другой, осуществляет управление судном в самых сложных навигационных условиях. Как следствие, стопроцентно хорошо выполнить свои обязанности современные судоводители, естественно, фи-зически не в состоянии, что тоже оптимизма не прибавляет. И это при том, что у ответственно относящегося к своим обязанностям штурмана при не очень напряженном графике заходов судна в порты, рабочий день состав-ляет минимально (!) двенадцать часов в день. Напомню, выходных в море не бывает. Рабочий день в 14 – 15 часов ещё считается нормальным, но и восемнадцатичасовой – отнюдь не редкость в наши дни. Один из способов как-то выкрутиться – использовать время ходовой вахты, что теперь повсеместно делается. Но всегда нужно помнить, что вахтенный штурман в это время вперёд не смотрит (а матросов на вахте практически много лет уже нет), и пароход – слеп и почти глух. Даже но-чью в наши дни в большинстве случаев, ходовую вахту несёт на мостике только один человек – судоводитель. Как следствие – постоянно накапли-ваемая усталость, нервозность, необратимые изменения в психике и физи-ческом состоянии организма. А усталый, задёрганный, неуравновешенный человек имеет больше шансов совершить ошибку. Цена такой ошибки очень велика. Ответственность – неимоверно тяжела. Аварии танкеров приводят к экологическим катастрофам планетар-ного масштаба, гибнущие пассажирские суда уносят с собой жизни сотен людей, современные химовозы порой перевозят грузы, попадание которых в атмосферу вызовет гибель десятков тысяч людей. Тебе это надо, читатель? Мне могут возразить, что ведь всё течёт, изменяется, что, может быть, всё наладится и на флоте. Нет, дорогие друзья, это очень вряд ли. Весь прогресс на флоте касается только технической стороны. А для лю-дей вся эта автоматизация оборачивается явлением, метко описанным в широко распространенной поговорке: «Кнопку нажал – и вся спина в мы-ле». В принципе, повторяю, только в принципе, что-то может начать ме-няться (только начать!) после ряда морских катастроф. Правда одна такая катастрофа (танкер «Эксон Валдис») уже была. Были и изменения – на флот пришло новое цунами бумаг для ежедневного оформления. Так всё оно и катится, год за годом, десятилетие за десятилетием. Так тебе всё ещё это надо, читатель? Ну что ж, я тебя предупредил. Если за ум браться не хочешь, берись за эту книгу и читай дальше. По крайней мере, я помогу тебе хотя бы в чём-то, а именно в освоении самых что ни на есть штурманских навыков – ведения счисления пути, определение места своего судна, пользования морскими картами. Ну а если кто собрался путешество-вать по морям на яхте – так эта книга уж точно вам подойдёт.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ 1. Предисловие ........................................................................................ 4 2. Немного о профессии ......................................................................... 5 3. Предмет навигации и лоции .............................................................. 8 4. Форма и размеры Земли и что из этого следует .............................. 9 5. Системы деления горизонта ............................................................ 13 6. Направления в море .......................................................................... 17 7. Морские карты .................................................................................. 25 8. Основы теории земного магнетизма и их практическое при-менение в морской навигации ...................................................... 37 9. Основные понятия магнитно-компасного дела ............................. 49 10. Девиация магнитного компаса, способы её уменьшения. Таблицы девиации ......................................................................... 57 11. Основные понятия навигации ..................................................... 63 12. Использование морских навигационных карт в мореплавании .... 73 13. Технические средства судовой навигации. Поправки при-боров ............................................................................................... 92 14. Графическое счисление пути судна и навигационная про-кладка ............................................................................................ 103 15. Определения места судна ............................................................ 138 16. Дальнее плавание и дуга большого круга .................................. 158 Благодарности ..................................................................................... 172 Библиографический список литературы .......................................... 173 А.Е.Селезнёв Основы навигации
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете прикреплять файлы к сообщениям Вы не можете скачивать файлы
Основы навигации (практический опыт капитана)
Год выпуска: 2008
Язык: русский
Автор: А.Е. Селезнев
Издательство: Новороссийск: МГА имени адмирала Ф.Ф. Ушакова
ISBN: УДК 656.61.052
Формат: PDF
Качество: eBook (изначально компьютерное)
Количество страниц: 177
Описание: Цель настоящей книги – помочь людям, изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навигации. Основное внимание уделяется практическим сторонам навигации, объясняется смысл действий.
Книга будет интересна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут освежить свои знания
Уважаемый читатель!
Книга, которую ты сейчас держишь в руках, является не совсем обычным учебником. И это её главная отличительная особенность. При-вычный учебник – фундаментальный труд, содержащий огромное количе-ство формул и теоретических выкладок. Он написан весьма специфиче-ским языком, полностью понятным только людям, имеющим добротное базовое образование. Недаром в системе обучения любой профессии на первом месте по информативности стоят лекции, где преподаватель объ-ясняет студентам материал, учебник же играет роль, в основном, вспомо-гательную.
Однако, хотим мы этого, или нет, каждое время характерно своими особенностями. Одной из таких особенностей нашего времени является значительно возросшая сложность получения высшего и среднего техни-ческого (уровень колледжа) образования. Это обусловлено, с одной сторо-ны, высокой стоимостью самого обучения, оплатить которое многие не в состоянии, а с другой стороны, низкой оплатой труда преподавателей, что приводит к не восполняемому оттоку их лучшей части из образовательных учреждений. В силу первой причины молодые люди, желающие всё же образование получить, зачастую вынуждены использовать заочную форму, а это, понятно, приводит к заметному снижению качества приобретаемых знаний. В практике автора был случай, когда студент-заочник судоводи-тельского факультета, окончивший четвертый (!) курс, не знал, что мачта называется мачтой. Это подлинный факт!
Далее...
Что делать, у человека было время, чтобы заработать деньги на обу-чение, но не хватило физических возможностей чему-нибудь научиться. И хотя он, без сомнения, достоин уважения за свою целеустремленность, но ведь через время ему всё равно придётся работать, а тут уж без профес-сиональных знаний никак не обойтись. Честно говоря, именно описанный случай послужил отправной точкой для начала работы над настоящей книгой. На самом деле, учиться по учебникам – непросто, заочникам (что греха таить) – просто запредельно тяжело, а знать профессию – необходи-мо, хотя бы на уровне голой практики, без теоретических обоснований и научных рассуждений.Цель настоящей книги – помочь людям, самостоятельно изучающим дисциплины судоводительских факультетов, разобраться в науке навига-ции, именно понять, что здесь к чему, и как всем этим пользоваться в ре-альной жизни. Поэтому основной упор тут делается на практические сто-роны навигации, объясняется смысл действий. Вообще-то, присутствует и теоретическая часть, то есть те самые так нелюбимые всеми формулы. Что
А.Е.Селезнёв Основы навигации
делать, никому не известно, что и когда пригодится в жизни. Но именно при объяснении материала формулы не используются (кроме простых, и на самом деле необходимых). Та часть теории, которая в практической ра-боте не применяется, представлена в книге мелким шрифтом.
Здесь присутствует и профессиональный жаргон, и морские байки. Для чего? Во-первых, просто интересно, а во вторых, это – неотъемлемая часть информационного поля, в котором вращается современный штурман морского судна. Книга написана «вольным штилем», содержит, помимо специальных навигационных знаний, полезные для молодого судоводите-ля советы из других отраслей морской жизни и, в принципе, будет инте-ресна не только студентам и курсантам, но и опытным морякам, которые смогут не только освежить часть своих, изрядно подзакостеневших знаний, но и просто улыбнуться при её прочтении, что уже само по себе полезно для людей, занятых в такой тяжелой сфере производства, каковой является нынешнее мореплавание.
2. НЕМНОГО О ПРОФЕССИИ
Как много, и каких интересных книг написано к сегодняшнему мо-менту о мореплавании и моряках! Это увлекательнейшая фантастика Жю-ля Верна, живая проза Станюковича и Гончарова, суровая романтика Джека Лондона, Новикова-Прибоя и, наконец, пропитанные флотским юмором наших дней произведения Виктора Конецкого. Со страниц этих незаурядных произведений предстают перед нами сами моряки – люди, овеянные солёными ветрами, сильные, смелые, никогда не унывающие. Они повидали весь мир, побывали в самых дальних уголках планеты, ви-дели чудеса, о которых человеку береговому можно только мечтать.
Главная же фигура на любом военном корабле или торговом судне – командир, капитан! Вот кто на самом деле старый морской волк! Вот кто ведёт экипаж к новым приключениям через шторма и туманы. Это – корифей, которому ведомы все тайны звёзд и волн, приливов и тайфу-нов. Он знает то, чего простым смертным знать не дано! Ну и конечно, помощники капитана – завтрашние капитаны, люди не простые и интерес-ные уже только в силу своего будущего положения.
Так вот как раз капитан и его помощники – это и есть, дорогой чита-тель, судоводители, штурманы, навигаторы. Правильное название профес-сии в наши дни – судоводитель. Только на самом деле романтики на со-временном большом флоте уже почти совсем не осталось. Отсюда – вто-рая задача данной книги, которая реализуется в самом её начале – уберечь «юношей, обдумывающих житьё» от опрометчивого шага, а именно – вы-
бора профессии морского штурмана только лишь на основании прочитан-ных книг и рассказов «бывалых моряков». Очень опасен такой выбор! Так что если после прочтения первых же страниц кто-то скажет: «Это не для меня!», - книга уже писалась не зря.
Итак, что же представляет собой профессия судоводителя в наши дни? Для более понятного представления о ней сначала необходимо крат-ко ознакомиться с положением дел в мировом судоходстве вообще и обра-тить внимание на те негативные явления, которыми обусловлены имею-щиеся сегодня коренные изменения в работе капитанов и их помощников. Везде и всюду, прежде всего, имеется тенденция к сокращению судовых экипажей. Практически исчезли такие штатные единицы, как начальник судовой радиостанции и радиооператор, помощники капитана по радио-электронике, хозяйственные помощники, вторые электромеханики и элек-трики, судовые врачи (фельдшеры), четвёртые помощники капитана, вто-рые донкерманы, старшие матросы.
Понятно также, что вместе с тем, объём работы не только не умень-шился, но и возрос. Конечно, на помощь человеку пришла техника, но вместе с ней пришла и необходимость умения с ней обращаться а это уже – дополнительная нагрузка. Большая часть работы, которую выполняли раньше названные члены судокоманды, легла сейчас именно на плечи су-доводителей. Следовательно, представители этой профессии испытывают сейчас невероятные физические и психические перегрузки, отрицательное влияние которых на здоровье и личную жизнь людей не в состоянии скомпенсировать никакие высокие заработки. Недаром на флот приходит всё меньше и меньше граждан развитых государств, даже таких традици-онно морских держав, как Великобритания и Норвегия. Это тоже, кстати, один из факторов риска, потому что в отрасли начинают преобладать гра-ждане стран, не только не имеющих сколько-нибудь серьёзных морских учебных заведений, но и выверенных веками традиций хорошей морской практики. Это означает, что всё чаще на мостиках морских судов появля-ются люди, морально не готовые к ответственному и грамотному выпол-нению своих профессиональных обязанностей. А ведь в их руках – сотни тысяч тонн опасных грузов, человеческие жизни, огромные материальные ценности. Поэтому, в частности, более ясными становятся причины уча-щения аварий морских судов в последнее время.
Однако нам, прежде всего, интересно будет посмотреть, а чем же во-обще непосредственно заняты штурманы во время своей работы. Итак, со-временный штурман – это, прежде всего, бюрократ. Десятки и сотни бумаг обязан он написать, составить, оформить и ещё и отправить по разным ад-ресам. Не один десяток папок ведут судоводители современного судна. Это отнимает массу времени, сил и нервов, потому что ужасно злит.
Часто не хватает времени выполнить ту работу, за которую полдня отчитывался в бумагах. А обязанность стоять вахту восемь часов, ни на что постороннее не отвлекаясь (данная фраза в наши дни, к великому со-жалению, просто вызывает смех) никто не отменял. Кроме перечисленно-го, каждый штурман имеет своё заведование, за состоянием которого обя-зан тщательно следить и поддерживать его на должном уровне.
Как правило, третий помощник капитана отвечает за состояние про-тивопожарных и спасательных средств, подготовку документов на приход в порт и выход из него, второй помощник – за поддержание на уровне со-временности судовой коллекции карт и книг, радиоаппаратуру, подготов-ку и навигационную проработку перехода, состояние судовой амбулато-рии и аптечки, старший помощник (старпом) – за подготовку и проведе-ние грузовых операций, контроль за состоянием грузового оборудования, контроль за работой младших помощников, состояние корпуса судна, ока-зание медицинской помощи членам экипажа, соблюдение правил по пре-дотвращению загрязнения окружающей среды.
Капитан же отвечает за всё, и всё, соответственно, обязан контроли-ровать. Слава Богу, капитан от несения ходовых вахт освобождён, однако, именно он, и никто другой, осуществляет управление судном в самых сложных навигационных условиях. Как следствие, стопроцентно хорошо выполнить свои обязанности современные судоводители, естественно, фи-зически не в состоянии, что тоже оптимизма не прибавляет. И это при том, что у ответственно относящегося к своим обязанностям штурмана при не очень напряженном графике заходов судна в порты, рабочий день состав-ляет минимально (!) двенадцать часов в день. Напомню, выходных в море не бывает. Рабочий день в 14 – 15 часов ещё считается нормальным, но и восемнадцатичасовой – отнюдь не редкость в наши дни.
Один из способов как-то выкрутиться – использовать время ходовой вахты, что теперь повсеместно делается. Но всегда нужно помнить, что вахтенный штурман в это время вперёд не смотрит (а матросов на вахте практически много лет уже нет), и пароход – слеп и почти глух. Даже но-чью в наши дни в большинстве случаев, ходовую вахту несёт на мостике только один человек – судоводитель. Как следствие – постоянно накапли-ваемая усталость, нервозность, необратимые изменения в психике и физи-ческом состоянии организма. А усталый, задёрганный, неуравновешенный человек имеет больше шансов совершить ошибку. Цена такой ошибки очень велика. Ответственность – неимоверно тяжела.
Аварии танкеров приводят к экологическим катастрофам планетар-ного масштаба, гибнущие пассажирские суда уносят с собой жизни сотен людей, современные химовозы порой перевозят грузы, попадание которых в атмосферу вызовет гибель десятков тысяч людей. Тебе это надо, читатель? Мне могут возразить, что ведь всё течёт, изменяется, что, может быть, всё наладится и на флоте. Нет, дорогие друзья, это очень вряд ли. Весь прогресс на флоте касается только технической стороны. А для лю-дей вся эта автоматизация оборачивается явлением, метко описанным в широко распространенной поговорке: «Кнопку нажал – и вся спина в мы-ле». В принципе, повторяю, только в принципе, что-то может начать ме-няться (только начать!) после ряда морских катастроф. Правда одна такая катастрофа (танкер «Эксон Валдис») уже была. Были и изменения – на флот пришло новое цунами бумаг для ежедневного оформления.
Так всё оно и катится, год за годом, десятилетие за десятилетием. Так тебе всё ещё это надо, читатель? Ну что ж, я тебя предупредил. Если за ум браться не хочешь, берись за эту книгу и читай дальше. По крайней мере, я помогу тебе хотя бы в чём-то, а именно в освоении самых что ни на есть штурманских навыков – ведения счисления пути, определение места своего судна, пользования морскими картами. Ну а если кто собрался путешество-вать по морям на яхте – так эта книга уж точно вам подойдёт.
СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ1. Предисловие ........................................................................................ 4
2. Немного о профессии ......................................................................... 5
3. Предмет навигации и лоции .............................................................. 8
4. Форма и размеры Земли и что из этого следует .............................. 9
5. Системы деления горизонта ............................................................ 13
6. Направления в море .......................................................................... 17
7. Морские карты .................................................................................. 25
8. Основы теории земного магнетизма и их практическое при-менение в морской навигации ...................................................... 37
9. Основные понятия магнитно-компасного дела ............................. 49
10. Девиация магнитного компаса, способы её уменьшения. Таблицы девиации ......................................................................... 57
11. Основные понятия навигации ..................................................... 63
12. Использование морских навигационных карт в мореплавании .... 73
13. Технические средства судовой навигации. Поправки при-боров ............................................................................................... 92
14. Графическое счисление пути судна и навигационная про-кладка ............................................................................................ 103
15. Определения места судна ............................................................ 138
16. Дальнее плавание и дуга большого круга .................................. 158
Благодарности ..................................................................................... 172
Библиографический список литературы .......................................... 173
А.Е.Селезнёв Основы навигации
Основы навигации (практический опыт капитана).pdf
Скачать [6 KB]
Поделиться