MarineCrew ® 05-Сен-2015 08:10


Наверно каждому моряку, кто работает на иностранного дядю, хоть раз в жизни довелось проходить транзитом Суэцкий канал – один из важнейших в мире искусственных водных путей, который пересекает Суэцкий перешеек, простираясь от Порт-Саида (на Средиземном море) до Суэцкого залива (на Красном море). Удобнее, конечно, судну пройти 168-ми километровым Суэцким каналом, чем огибать всю Африку вокруг мыса Доброй Надежды на пути, например из Европы в Индию. И времени много меньше и экономия в топливе существенная. Я за свою недолгую морскую карьеру проходил Суэцкий канал четыре раза. И все эти разы данное мероприятие мне жутко не нравилось. Почему? Вот тут я и попытаюсь объяснить, что такое транзит Суэцкого канала, про египетский колорит, назойливых торгашей и наглых лоцманов.
Обратимся немного к истории. Кто вообще придумал это рукотворное чудо и благодаря кому современные египтяне так счастливы.
А счастливы они благодаря одному смышленому французу Фердинанду де Лессепсу, консулу своей страны в Египте, который в 1854 году получил от правителя Египта концессию на создание Всеобщей компании Суэцкого канала. Строительные работы начались в апреле 1859 году. А открытие судоходства по каналу состоялось 17 ноября 1869. На его строительство было израсходовано очень много денег. Канал несколько раз углублялся и на теперешний момент его длина составляет 168 км, ширина водной поверхности канала местами доходит до 169 м, а глубина его такова, что по нему могут проходить суда с осадкой более 16 м. После строительства канала через 99 лет право собственности всецело перешло государству Египет.

На данный момент сборы с судов за транзит Суэцким каналом составляют львиную долю бюджета этой арабской республики. Судя по всему, не было бы канала, сидел бы Египет в глубокой дупе вместе со своим туризмом, пирамидами и полуобморочными верблюдами.
Многим морякам, в том числе и мне, транзит через Суэцкий канал – натурально «вырванные годы». А все из-за местного арабского колорита. Попытаюсь объяснить. Перед приходом в Египет на судне проводится подробный инструктаж, на котором всем членам экипажа от капитана до мессбоя даются четкие указания и инструкции. Например: все двери, каюты, кладовые, малярка, входы в трюма и прочие судовые помещения должны быть закрыты на ключ. Оставляется только один вход  в надстройку. Убираются с палубы все дополнительные концы, инструмент, металл, дерево и тому подобное легкоуносимое добро. Все это делается для того, чтобы свести к минимуму кражи судового имущества и несанкционированного проникновения местных аборигенов внутрь судовой надстройки.
Ну, вот представьте себе такой случай, который имел место быть. Судно на якоре, а механик спит после вахты у себя в каюте, и снится ему дом и ромашки. А тут, вдруг сквозь сон он понимает, что в каюте он не один, мало того – доносится легкое шуршание и сопение. Он открывает глаза, а перед ним в сумраке появляется немытая физиономия египтянина-араба с назойливой просьбой на ломаном русском «Друх, дай мине чтьо-нибуть. Подарок, подарок. Мила, сигареты, друх». Товарищ спросонья опешил от такой наглости, но все-таки подарил ему свои старые носки, только чтобы отстал, а потом давай проверять личные вещи на предмет наличия оных. Египтяне – жуткие и наглые попрошайки. Могут так достать своими просьбами, что морякам иногда хочется, как минимум, заклеить им рот суперклеем.

Якорная стоянка вне зависимости от того, где она происходит или в Порт-Саиде или на рейде порта Суэц – настоящая битва за судовое имущество. Судно еще не успело отдать якорь, капитан дать распоряжения, а вокруг уже роятся катера и лодки местных арабов-торгашей. Многие из них шпрехают на русском: «Эй чиф, чиф, куртки кожаные, джинсы, покупай!» или «Металл есть, краска? Хаааарощий обмен даю!». Восточный базар с доставкой. Торгуют всяким ширпотребом: одежда, кожгалантерея, сладости, часы, причем самые «настоящие «Rolex» за 20 долларов :) Особое место занимают сувениры: папирусы, статуэтки, шкатулки, кольца, кальяны.

Цены высокие. Но по мере приближения времени транзита и неминуемого покидания судна торгашами – цены уменьшаются в разы. Мне довелось купить чемодан для поездок при стартовой цене в 70 баксов, за 25 к концу якорной стоянки. Главное – терпение. Также существует такое понятие как бартер: ты мне, например, банку судовой краски, а я тебе папирус самый настоящий, на котором еще Рамзес II писал любовные письма своей подруге.
Но есть такой тип торгашей – отпетых и наглых арабов. Если позволяет надводный борт, они перепрыгивают через леера и начинают бегать по всей палубе, дергать закрытые двери, пытаться что-то открыть, куда-то проникнуть, что-то достать и утащить. Крики, галдеж, экипаж на нервах бегает за этими потомками фараонов, пытаясь как-то повлиять на них и отправить обратно на свои плавсредства, ибо судно в данном конкретном случае – не место для интернационального общения и дружбы. Дикари. Особенным шиком среди них, считается прорваться внутрь надстройки. С криком «Да я же судовой агент! Мне срочно нужен капитан и бла-бла-бла» штурмует вахтенный кордон. Пойди, разбери кто агент, а кто нет. Если арабов на судне пятьдесят человек и все как один – судовые «агенты». И у всех документы на арабском, фотография с улыбкой и печать серьёзная. Случались инциденты, что и полицию вызывали утихомирить местную братву. Всяко было. О нормальной работе и отдыхе, конечно, можно забыть.
Сам транзит начинается с посещения судна несколькими инспекторами из местной портовой администрации. Один из которых, обязательно, медик. Данный субъект проверяет судовой госпиталь и документацию. Выдает разрешение на транзит, мол больных нет, проказа, чума, свиной грипп не обнаружен. Остальные инспекторы, морща лоб, делают умный вид, что ищут на судне вчерашний день. Но и медики и остальные товарищи очень любят подарки в виде сигарет «Мальборо», пепси, колы и прочей газированной химии. Без презентов, как правило, возмущаются и не уходят. И ведут себя, как будто им все должны. И не дай Бог, если судно до Египта заходило в Израиль. В этом случае проверки будут намного суровей и дотошней. И сигаретками не отделаешься.
Все это время пока на судне инспектора, проверяющие, настоящий судовой агент и приближенные идет приемка топлива и снабжения, не прекращается торговля барахлом и борьба экипажа за имущество судна.
Потом прибывает Он. На белом катере. Царь и Бох. Самый Главный Египетский Лоцман.  Очень важный, с гонором и погонами. С трапа требующий сигареты блоками и кофе банками. Ибо такова традиция и местные правила. Бред, конечно.

А через некоторое время и его свита подтягивается, которая состоит из одного электрика, который нужен для обеспечения работы носового прожектора в случае транзита канала в ночное время и двух швартовщиков. Электрик приезжает со своим прожектором, даже если есть судовой согласно всем требованиям. Ведь за свой еще можно потребовать дополнительных сигарет и газировки. А бравые швартовщики приезжают в компании со своей лодкой, которая впоследствии будет нужна для подачи швартовов на берег в случае стоянки во время транзита. Таковы требования канала.
Приезд лоцмана – это сигнал для торгашей к сворачиванию торговли и поискам новой жертвы. Но если вы думаете, что на этом базар заканчивается, то это не так. Ведь бравый электрик и швартовщики тоже приехали на судно со своим базаром. Но они, конечно, поцивилизованней остальных. По судну не бегают как пациенты психбольницы и не пытаются проникнуть куда не следует – только попрошайничают. Мыла, сигарет, покушать, чаю, опять покушать, опять чаю. И так до конца транзита. Судовой повар обычно уже через час «общения» точит топор войны.
Длительность транзита примерно часов четырнадцать. В это время суда идут караваном друг за другом на безопасном расстоянии. У каждого на борту лоцман, швартовщики и электрик.


По пути транзита Суэцкого канала встречаются вот такие пейзажи:


Переправа через Суэцкий канал.


Памятник защитникам Суэцкого канала.

Вот памятник автомату Калашникова:

Выход из канала возле порта Суэц. И дальше в Красное море, потом через Аденский залив кто в Африку, а кто на Восток.

На выходе из канала можно увидеть несколько сгоревших судов.

В целом, конечно, интересно посмотреть на Египет, местные красоты и экзотику. Хоть раз пройти Суэцким каналом. На всю жизнь запомнится. Можно, если позволяет время и в город выйти. Но не факт, что вы отобьетесь от попрошаек. Белый человек для египтян – по меньшей мере, объект для развода. Правда, работал со мной один механик-соотечественник, хороший человек, балагур и любитель рассказывать байки. Так вот он, из-за своего смуглого цвета кожи был принят за представителя местной интеллигенции, с ним и прогуливались улочками Порт-Саида и никто не приставал. Все-таки отношение некоторых представителей коренного населения просто отвратительное. Но это сугубо мое личное мнение. Моряка. Может у вас сложится другое впечатление от увиденного в Египте. Расскажите потом…-Источник: Блог моряка торгового флота
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Администрация Панамского канала увеличит плату за транзит после завершения расширения кан…
Морская рыбалка
О должностях и экипажах
Об алкоголе на судах
Передача дел на судне
Таможня
Кильский канал
Таможня
С мужем в рейс
Маленькие радости
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 22:29

Часовой пояс: GMT + 3