CaptainWhite ® 12-Ноя-2017 19:58
В апреле 1865 года катастрофическим поражением южан закончилась самая кровопролитная в истории Америки война между Севером и Югом. Месяц за месяцем через плантации лился поток страшных, бородатых, оборванных, похожих на пугала людей со стертыми в кровь ногами, - писала Маргарет Митчелл в своем романе «Унесенные ветром». Это возвращались к своим семьям солдаты разбитой армии конфедератов. Навстречу им таким же непрерывным потоком двигались когда-то захваченные южанами в плен федералы. Но, даже несмотря на то, что боевые действия закончились, далеко не всем из бывших пленных удалось добраться до дома.
Конфедераты содержали пленных северян в лагерях, расположенных в основном в штатах Джорджия и Миссисипи. Всего за время войны в плен попали более тридцати тысяч федералов, примерно треть из них погибла от болезней и голода, от которого не спасал скудный лагерный паек. Но те, кто выжил, рвались домой, и правительству Линкольна пришлось серьезно озаботиться этой проблемой. А ведь, помимо пленных, нужно было вывести на север и регулярную армию, а это еще сотни тысяч солдат и офицеров.
Вскоре было принято решение, что самый простой и дешевый способ переправить домой бывших пленных – это использовать пароходы, курсирующие по Миссисипи. К определенному сроку все освобожденные из лагерей южан федералы должны были собраться в миссисипском порту Виксбург. В Виксбурге чиновники посадят их на пароходы и доставят на север, в штат Иллинойс. Казалось бы, все просто. Но... правительство Линкольна платило перевозчикам от пяти до десяти долларов за человека в зависимости от его воинского звания, что составляло довольно-таки аппетитные суммы, особенно в том случае, когда речь шла о десятках тысяч человек. Эти суммы так подействовали на чиновников и частные перевозочные компании, что в Виксбурге разыгралась настоящая битва за право доставить героев на родину.
Сила денег
После долгих интриг и происков в финал сражения вышли две крупные пароходные компании: «Атлантик - Миссисипи» и «Народная купеческая линия». Теперь дело стало за правительственными чиновниками - кого они предпочтут? «Купеческая линия» на тот момент располагала двумя довольно крупными пароходами: «Леди Гэй» и «Полин Кэрролл». «Атлантик - Миссисипи», в свою очередь, могла предложить только один - небольшой, но довольно новый (всего два года) пароход «Султанша». Казалось бы, правильным было заключить договор с обеими компаниями, но что-то помешало представителям Севера сделать этот логичный ход. Судя по всему, заправилы «Атлантик - Миссисипи» положили в карман ответственным за фрахт чиновникам довольно крупную сумму «отката», в результате чего зафрахтованным оказался лишь пароход «Султанша», а «народным купцам» было напрочь отказано.
Перед выходом «Султанши» в рейс из Нью-Орлеана в Виксбург старший инженер котлонадзора нью-орлеанского порта заметил вспучивание одного из бойлеров паровой машины и настоятельно рекомендовал капитальный ремонт котла либо его замену. Однако капитан судна северянин Касс Мэйсон решил, что заплатки на бойлер будет вполне достаточно, а ремонт можно будет сделать по возвращении. «Янки поклоняются доллару», а янки Мейсон был не только капитаном, но и совладельцем судна, и не мог позволить себе потерять столь выгодный контракт.
«Как сельди в бочке»
21 апреля 1865 года речной колесный пароход «Султанша», рассчитанный на перевозку 276 каютных и 400 палубных пассажиров, отошел от пристани Виксбурга. На его борту находились 85 членов экипажа, 70 богатых «каютных» пассажиров и... 2239 бывших военнопленных солдат армии Севера! Проще говоря, пароход вез почти в пять раз больше людей, чем положено. По воспоминаниям одного из пассажиров: «Нас было напихано как сельдей в бочке. Спали стоя, потому что лечь было просто некуда».
Через шесть дней ужасного путешествия «Султанша» зашла в Мемфис, где приняла в свои трюмы больше пяти тонн сахарного песка и полсотни живых свиней. Обнаружив такое соседство, некоторые пассажиры начали возмущаться, но бывшим пленным, перенесшим все ужасы лагерей, было абсолютно все равно, с кем ехать домой, и скандал быстро затих.
Убедившись, что пассажиры, несмотря на столь явные неудобства, ведут себя дисциплинированно, капитан велел отчаливать от пристани и держать курс на Сент-Луис. Время было далеко за полночь, и большинство путешественников поневоле, кое-как уместившись на спинах соседей, пытались пережить еще одну ночь, утешаясь тем, что до дома осталось совсем недалеко.
Около трех часов ночи, когда пароход уже отошел примерно на восемь миль от пристани, обитатели прибрежных городков и деревень проснулись от страшного грохота. В ужасе жители Мемфиса высыпали на улицу, чтобы бессильно наблюдать огромное зарево, осветившее от горизонта до горизонта ночное небо. Кто-то предположил, что война не закончилась, ведь по-прежнему находился на свободе президент мятежного Юга Джефферсон Дэвис, и отдельные отряды конфедератов кое-где еще вели боевые действия. Но все оказалось гораздо хуже и прозаичнее: тот самый бойлер на «Султанше», о котором предупреждал нью-орлеанский инженер, не выдержал давления и разорвался на куски, а следом за ним рванули еще два котла. Знаменитые высокие «миссисипские» трубы парохода рухнули за борт, а по его деревянному корпусу заплясали языки пламени.
Забытый ужас
Исследователи этой трагедии предполагают, что три последовательных взрыва разом уничтожили около восьмисот человек. Буквально следом за взрывами загорелась верхняя палуба, на которой находилось большинство пассажиров. Огонь быстро пожрал крепеж палубы, и та провалилась в трюм вместе с объятыми огнем людьми.
Те, кто не погиб от взрывов, либо сгорели в трюме, либо просто утонули. Река Миссисипи в этом месте довольно широка, до ближайшего берега несколько километров. А каково проплыть эти километры в холодной апрельской воде отощавшим и измученным войной и пленом людям?
В результате этой катастрофы - апофеоза человеческой жадности – погибло 1653 человека, более семидесяти скончались от ран и травм позже. Спаслись лишь 741 человек. Погибших оказалось больше, чем при крушении «Титаника».
Но вскоре о катастрофе забыли, точнее - отодвинули ее на второй план. Ее затмило покушение на Авраама Линкольна и буквально следом казнь актера Джона Бута – убийцы президента. Буквально в тот же день сдались в плен последние остатки конфедератской армии во главе с теперь уже бывшим президентом Дэвисом.
Позже о катастрофе «Султанши» пытались не вспоминать - слишком много было в ней замешано нечистых на руку правительственных чиновников. Кстати, и сегодня в этом отношении ничего не изменилось. В стране существует общество потомков погибших на пароходе «Султанша», но его членов стараются не замечать. Год за годом эти люди пытаются увековечить случившуюся сто с лишним лет назад трагедию, но по-прежнему наталкиваются на сопротивление властей. Последняя их попытка поставить недавно в Виксбурге или Мемфисе памятник погибшим на «Султанше» опять закончилась безуспешно.
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Из-за маловодья на Волге суда зайдут в Ярославский порт в 3 раза реже, чем в 2013 году
Если корабль тонет, то крысы бегут первыми
К трагедии индийского танкера Pratibha Cauvery.
Важные морские документы создали "благодаря" гибели "Титаника"
Пассажиров горящего парома моряки оставили на произвол судьбы
Крушение Sewol: капитан покинул тонущее судно первым
Вес груза на затонувшем судне «Севол» превышал норму в 3,5 раза
Нетрезвые российские моряки посадили сухогруз на мель в Балтийском море
Труд моряка должен быть оплачен!
Теплоход неделю заблокирован в корейском порту: пассажиры кашляют кровью, а судовладелец молчит
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 12:06

Часовой пояс: GMT + 3