Тимон11 ® 16-Окт-2012 12:20
Всем всем привет! Вот такая тема очень интересует по поводу дипломирования в частности судоводителей! Много было разговоров и обсуждений на эту и подобные ей тему, но в нашей стране как всегда разговоры расходятся с делами. Поэтому если есть здесь такие, кто уже в этом году проходил комиссию МКК и стал старпомом, поделитесь информацией: требования и наличие к дипломам и сертификатам, а самое главное касательно нового положения и необходимость высшего образования?
devilfish 16-Окт-2012 12:55
03 ноября 2011 года Министерство транспорта РФ опубликовало на своем сайте проект "Положения о дипломировании членов экипажа морских судов", после ознакомления с которым, мы считаем необходимым отметить, что ряд статей этого документа не может устраивать моряков.
В Положении учитываются новые требования, которые были приняты на конференции Сторон международной Конвенции по подготовке и дипломированию моряков и несению вахты (ПДМНВ-1978) в июне 2010 года в Маниле. В честь города, в котором были приняты новые поправки к конвенции ПДМНВ-1978, было принято решение называть их Манильскими.
Следует отметить, что Министерство транспорта РФ, начиная работу над созданием нового Положения, не пригласило морские профсоюзы для участия в работе над его проектом, хотя все высшие руководители нашего государства говорят о необходимости широкого привлечения общественных организаций к нормотворческой деятельности государственных органов. РПСМ предлагал организовать встречу совместно с представителями РОСМОРРЕЧФЛОТА, отвечающими за создание "Положения о диплломировании моряков", чтобы обсудить спорные вопросы. Однако Департамент государственной политики в области морского и речного флота, работавший над созданием этого документа не соглашался на встречу в течение многих месяцев. Только после того, как Председатель РПСМ И.Павлов обратил внимание зам. Министра транспорта РФ С. Аристова на этот факт, такая встреча состоялась. Она прошла в Москве 06 июля 2011 года. На встрече делегации РПСМ во главе с председателем РПСМ И.Павловым с руководством Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Росморречфлота во главе с его директором наши предложения были отвергнуты. Даже свой собственный вариант Положения они изменили уже после этой встречи и предложили тот вариант, о котором мы сейчас говорим.
1. В п.35 наносится серьезный удар по среднему специальному (морскому) образованию. Оказывается, теперь выпускникам морских учебных заведений (судоводители и механики), получившим диплом о среднем специальном образовании, закрыта дорога в дальнее плавание. Судоводители могут рассчитывать только на работу на судах прибрежного плавания, а механикам со средним образованием в командных должностях на флоте места нет. Такой механик может работать только в должности моториста, так как согласно проекту Положения о дипломировании все механики должны быть только с высшим образованием.
Это означает, что те средние морские учебные заведения Дальнего востока, Северного и Южного регионов нашей страны, население которых традиционно тяготело к работе на море и охотно шло учиться морской профессии, придется закрывать. Навряд ли найдется много охотников учиться на судоводителей только прибрежного плавания, а на моториста для судов дальнего плавания - 4 года.
Даже в советское время не было такого требования к уровню образования вахтенных помощников капитана и вахтенных механиков судов морского флота.
Понимают ли руководители РОСМОРРЕЧФЛОТА, какие социальные и политические последствия могут иметь их решения?
Конвенция ПДМНВ-1978 с поправками допускает работу моряков на судах другого флага. Этот вопрос регулируется специальной статьей конвенции. Суть этой статьи состоит в том, что, для того чтобы моряки одного государства могли работать на судах другого государства, между этими двумя государствами должно быть заключено соглашение о взаимном признании дипломов.
Россия подписала такие соглашения со многими странами, поэтому многие наши моряки работают на судах других стран. Когда такие соглашения подписывались, то у нас были одни требования к морскому образованию, и мы считали, что их уровень образования эквивалентен нашему. Теперь, когда мы собираемся повышать свой образовательный уровень, будет ли их образовательный уровень эквивалентен нашему или придется пересматривать подписанные соглашения?
Еще один вопрос. Сейчас немало наших судоводителей имеют рабочие дипломы других государств. Они не учились в зарубежных морских учебных заведениях, но смогли оформить рабочий диплом другой страны, которая признает наши дипломы. Могут ли российские граждане, имеющие рабочий диплом другого государства, работать на судах под флагом России?
2. Такая процедура, как продление срока годности рабочих дипломов, к которой у моряков имеются большие претензии, не претерпела никаких изменений.
Международная конвенция "ПДМНВ-1978 с поправками" устанавливает минимальные требования (стандарты) по всем рассматриваемым вопросам. Ратифицировав эту конвенцию, наша страна согласилась с тем, что выполнение минимальных требований позволяет поддерживать необходимый уровень подготовки моряков, их дипломирования и несения вахты, требуемый для работы в судоходной отрасли. Однако, начиная с советских времен, наша страна значительно завышала требования конвенции и продолжает эту практику и сейчас.
Например, для продления срока действия рабочего диплома судоводителей по конвенции требуется подтвердить свою профессиональную компетентность, выполнив одно из трех условий и прослушать курс лекций, содержащих информацию об изменениях в соответствующих национальных и международных правилах относительно безопасности человеческой жизни на море и защиты окружающей среды. Таким образом, судоводителю достаточно предъявить справки о плавании (одно из условий), подтверждающие стаж его работы на судах в общей сложности не менее одного года из предшествующих пяти лет, прослушать курс лекций, и этого будет достаточно для продления срока действия рабочего диплома на следующие пять лет. Так можно по конвенции ПДМНВ-1978. Так и делают это в других странах.
У нас все не так. У нас в настоящее время для этого нужно кроме представления справок о плавании еще пройти подготовку по полным программам на УТС (программа конвенции СОЛАС-74), тренажерную подготовку по использованию РЛС и ГМССБ. На это в условиях Архангельска, к примеру, капитану судна необходимо затратить 6 недель. После этого ему надо пройти тестирование в Морской квалификационной комиссии (МКК) (английский язык и МППСС-72) и дождаться среды, единственного дня недели, когда заседает МКК, сдать там экзамен и можно идти в дипломный отдел конторы Капитана порта и продлять срок действия своегорабочего диплома. Однако там он увидит объявление, в котором говорится о том, что продление выполняется в течение двух-трех недель.
Уже сейчас некоторой категории моряков едва хватает времени отпуска на то, чтобы продлить срок действия своего рабочего диплома. О том, какой это будет отдых во время отпуска, остается только догадываться, если еще учесть, что за все мытарства придется заплатить свыше 45 тысяч рублей.
После того, как международная организация ИМО приняла решение об обязательном оборудовании судов электронными картографическими системами - ЭКНИС, начиная с 01 июля 2012 года, потребуется еще одна неделя для прохождения тренажерной подготовки по использованию ЭКНИС. Итого получается уже 7 недель плюс время необходимое на прослушивание курса лекций и обязательное теперь прохождение курсов ISPS.
Как минимум, потребуется 8-9 недель на прохождение всех видов подготовок. Но это еще не все. В новом Положении говорится о том, что срок продления рабочих дипломов в дипломном отделе не должен превышать 10 рабочих дней (календарных -12).
Российский профсоюз моряков категорически не согласен с такой практикой, так как она противоречит логике конвенции ПДМНВ-1978 с поправками. Чтобы доказать свое умение делать что-либо профессионально, достаточно продемонстрировать это тому, кто хочет в этом убедиться, т.е. это достигается проверкой или тестированием, как сейчас принято говорить, а не на уровне повторения пройденной пять лет назад первичной подготовки.
Зачем профессиональному скрипачу доказывать, что он умеет владеть скрипкой, играя на ней в течение целой недели? Для этого ему достаточно сыграть пару пьес и все будет ясно. Зачем надо шоферу-профессионалу в течение целой недели ездить на автомобиле, доказывая, что он умеет это делать? Система, принятая у нас, требует от судоводителя, проработавшего на судне 5 лет и имевшего дело с оборудованием почти каждый день, доказывать, что он знает это оборудование и умеет на нем работать, целую неделю на тренажере. И через следующие пять - десять- пятнадцать лет от него опять будут требовать то же самое.
Да, государство имеет право устанавливать свои национальные требования, которые могут быть выше минимально допустимых требований международных, т.е. завышать требования конвенций. Однако делать это надо тогда, когда это действительно необходимо и делать очень деликатно, не доводя до такого абсурда, как это сделано в отношении процедуры продления срока действия рабочих дипломов моряков.
По характеру перечисленных выше двух замечаний можно сделать вывод о том, что текст проекта Положения писался под диктовку бизнесменов от образования.
По инициативе профкома плавсостава ОАО СМП из Архангельска РПСМ предложил свой вариант процедуры продления срока действия рабочих дипломов, который полностью соответствует букве и духу конвенции ПДМНВ-1978 с поправками и даже немного превышает ее требования. Предложено профессиональную компетентность подтверждать не только предоставлением справок о плавании, но и прохождением тестирования по всем тем предметам, по которым ранее надо было проходить тренажерную подготовку. Как дополнительную меру, мы предлагаем это для того, чтобы выявить людей с плохой подготовкой или тех, кто диплом купил. РПСМ считает, что на всю процедуру достаточно двух недель.
3. В п.7 говорится о том, что в состав Морской квалификационной комиссии могут входить специалисты, не состоящие в штате МКК конторы Капитана порта. Возникает вопрос, как и за чей счет будет оплачиваться труд этих внештатных специалистов? Если за счет средств Капитана порта, то в смете его расходов должны быть заложены средства для этих целей.
Мы же уверены, что этих средств там нет и не будет, а все расходы по оплате труда внештатных членов МКК будут оплачивать моряки. Именно так это происходит в Архангельске. Дело в том, что Росморречфлот не дает средства на то, чтобы в Архангельске МКК была организована нормальная работа МКК, как она организована в портах Санкт- Петербург, Мурманск или Новороссийск. Там МКК являются составной частью структуры службы Капитана порта, имеют свой штат, помещения и каждый рабочий день осуществляют свою деятельность. В штате конторы Капитана Архангельского порта нет такого подразделения, как МКК. По этой причине Капитан порта вынужден привлекать в МКК внештатных сотрудников, труд которых оплачивается и, вполне понятно, кем - моряками. МКК проводит заключительный квалификационный экзамен один раз в неделю. Опоздал - жди неделю, не сдал с первого раза - еще неделя.
Государство должно выполнять свои функции за счет своего бюджета.
4. Наконец, о моральной составляющей проекта "Положения о дипломировании".
В ранее предлагаемых РОСМОРРЕЧФЛОТОМ вариантах проекта Положения упоминалось о Знаках "Капитан морского судна" и "Старший механик морского судна". Такие Знаки существовали в советское время и их выдавали, когда эти специалисты утверждались в соответствующих должностях. К тем, кто носил на своих мундирах такие Знаки, в морском сообществе, да и не только в нем, всегда относились с уважением. Титул "Капитан дальнего плавания" всегда был окружен ореолом морской романтики, побуждал молодых людей к работе на море.
Теперь параграф о таком Знаке вычеркнут. На совместной встрече представителей РПСМ и Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта в июле этого года нам было цинично заявлено, что теперь это ни к чему и пусть различными значками(!) для моряков занимаются судовладельцы.
Международная морская организация в Манильские поправки включила Резолюции, в которых есть рекомендации всем Странам-участницам конвенции ПДМНВ-1978 принимать меры по повышению престижа морской профессии.
Резолюция 12 "рекомендует Администрациям ...помочь молодым людям сделать карьеру на море и сохранить действующие кадры в отрасли путем п.1: создания более благоприятного общественного восприятия морской отрасли особенно среди молодежи, п.6 принятия всех надлежащих мер для внушения чувства гордости за морскую профессию..."
Резолюция 18. ИМО решила назвать 2010 год "Годом моряка".
Резолюция 19. Конференция в Маниле постановила с этого момента(25 июня 2010 года) объявить 25 июня каждого года "Днем моряка".
В Маниле представитель нашего государства поставил подпись и под этими Резолюциями, согласившись с тем, что необходимо всячески повышать престиж морской профессии. В РОСМОРРЕЧФЛОТЕ существуют другое мнение на этот счет, и обязательства, взятые на себя нашим государством, им - не указ.
Для отправки сообщений необходимo включить JavaScript

Похожие темы

Ecdis Furuno FMD 3100
Какие тесты сдаются в Марлоу
Очень нужны свежие лоции Admiralty e-Nautical Publications (eng).
Прошу помощи с дипломом. Тема "Оформление документов для перевозки насыпных грузов"
Прошу помощи хочу отучиться на технолога по переработке рыбного сырья
Furuno VHF 8900
У кого что есть по этому ГД - Mitsubishi 6UEC43LSII
I Test for CSM
Cyber Security Awareness
Пишу диплом по специальности электромеханика. RMM модемы (slave модемы)
  • Ответить

Текущее время: Сегодня 20:40

Часовой пояс: GMT + 3